О
духовном
Нам нравятся
благообразные монахи и монахини и лучше, чтобы они были уже
седовласыми, улыбающимися нашей скверне, они ведь больше нее – мудрые,
прошедшие всё и всё победившие в себе. Они живут, настоящие аскеты,
ничего лишнего в их жизни нет, а только то, что для молитвы, для
служения. И так, чтобы мы подошли к ним минут на пять – не больше –
получили бы улыбку, совет, чтобы сердце восхитилось их святостью и, мы
могли тут же уверенно и спокойно вернуться к прежнему привычному порядку
нашей жизни, на который, как мы считаем, мы имеем полное право, а у
них – у монахов – такого права нет. Монах должен страдать – таков наш
неосознанный приговор ему.
Монашество – великая Божия Тайна
(свт.Игнатий Брянчанинов).
Нам нравятся благообразные монахи и
монахини и лучше, чтобы они были уже седовласыми, улыбающимися нашей
скверне, они ведь больше нее – мудрые, прошедшие всё и всё победившие в
себе. Они живут, настоящие аскеты, ничего лишнего в их жизни нет, а
только то, что для молитвы, для служения. И так, чтобы мы подошли к
ним минут на пять – не больше – получили бы улыбку, совет, чтобы
сердце восхитилось их святостью и, мы могли тут же уверенно и спокойно
вернуться к прежнему привычному порядку нашей жизни, на который, как
мы считаем, мы имеем полное право, а у них – у монахов – такого права
нет. Монах должен страдать – таков наш неосознанный приговор ему.
Итак, мы имеем право на радость.
Простую, а не духовную. К примеру, спеть с друзьями «Ой мороз…» после
дружного застолья у соседа, шашлык пожарить, журнальчик политический
полистать… На что еще? Проспать немного работу. Минут на 10, но все
равно – мы право имеем, а они – нет, они ведь святые… Они не могут, не
должны быть такими, как мы – обыкновенными, с амбициями, с
предсказуемыми взглядами на вещи, слабостями. Нет, критерий прост: они
должны жить обязательно так, как мы бы не смогли. А если они живут
иначе, то они почти предатели…
А ведь
монах – это тайна Христа. Ведь монах – Его невеста. Как только человек
стал монахом, сказал последнее «Ей, Богу содействующу» – Господь прячет
от всех его душу и приоткрывает ее редко, исключительно, ровно
настолько, насколько это нужно каждому из нас для чего-то бОльшего,
чего мы никогда, быть может, не поймем.
Мы ничего не узнаем о монахе или
монахине из любопытства, лишь навоображаем, придумаем и сами же
ужаснемся от того. Ни их борьбы, ни глубины страдания, ни подвига, ни
молитвы даже – всё от нас сокрыто. Ничего не узнаем о монахе, если нам
не откроет того Господь.
Монах – тайна Христова, но не такая
какой мы ее пытаемся себе представить. Мы можем видеть монаха
расхлябанным, а Христос – стойким. Мы можем ожидать от монаха любви, а
Христос усилия. Мы никогда не сможем разгадать замысел Христа о
спасении души возлюбленного Своего чада. Мы никогда не узнаем попущений
ему, не отличим их от слабости, а борьбу от привычкек, вместо подвига
заметим лень, вместо слез обнаружим глупость.
Мы видим монахов ровно настолько,
насколько воля Божия нам их открывает. Ведь монахи – Его возлюбленные
чада, Он с любовью бережет их для главной Небесной тайны. Часто, только
после смерти становится видно как жил монах. При жизни ничем не
отличался, кого-то раздражал, многим был не интересен. И вдруг, за
день-два до смерти все меняется. Оказывается, что каждый был с братом
чем-то связан или Господь удостаивает его блаженной кончины,
приоткрывающей его внутреннюю жизнь. Но случается, что и после смерти
монах остается наедине с Любовью – не понятый ни людьми, ни собратиями
монахами, ни близкими и любимыми, но только Христом.
Не делайте выводов о монахе, ведь все в
нем может быть совсем иначе. Источник: fotopalomnik .ru автор Анна Ольшанская
|